Отпуск лётного состава. 50-ый приказ МГА 1986 г.
Приказ N 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях» от 13 марта 1986 г., в целях упорядочения нормативных документов о предоставлении работникам гражданской авиации дополнительных отпусков за работу в особых условиях утвердил и ввел в действие с 01.04.86 Правила предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях). Возникла профессиональная нейросенсорная тугоухость, можно добиться компенсации через суд.
Ни для кого не секрет, что работа в авиации – дело не из легких.
Именно поэтому закон относит пилотов, бортпроводников и всех тех, чья работа связана с небом, к особой категории работников, труд которых связан с особыми условиями труда. Работникам летного состава законодателем предоставлено право на дополнительный отпуск за работу в особых условиях, а в случаях, если такой отпуск не использован ко дню увольнения, право на денежную компенсацию.
Дополнительный отпуск летного состава, продолжительность и порядок исчисления.
50-й Приказ установил действующие до сих пор Правила и порядок предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации в зависимости от числа часов налета за рабочий год:
● от 50 до 100 часов – 6 рабочих дней,
● от 101 до 200 часов – 12 рабочих дней,
● от 201 до 300 часов – 18 рабочих дней,
● от 301 до 400 часов – 24 рабочих дня,
● от 401 до 500 часов – 30 рабочих дней,
● свыше 500 часов – 36 рабочих дней.
Однако КЗоТ утратил свое действие с момента принятия Государственной думой 21 декабря 2001 г. Трудового кодекса Российской Федерации, который изменил как количество дней основного отпуска, так и правила предоставления дополнительных отпусков за работу в особых условиях отдельным категориям работников.
Нынешнее трудовое законодательство гарантирует всем категориям работников основной отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. Также введенный в действие Трудовой кодекс предусматривает и предоставление дополнительных отпусков отдельным категориям работников. Перечень таких категорий работников и его минимальная продолжительность устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, по общему правилу нормативно-правовые акты, принятые в СССР и регулирующие трудовые отношения, утратили свое действие с введением Трудового кодекса.
В настоящее время, как правило, коммерческие авиакомпании предоставляют дополнительные отпуска своим работникам в соответствии со своими коллективными договорами. Количество дней дополнительного отпуска в таких коллективных договорах не привязано к числу часов налета, а зависит в одних случаях от стажа работы в авиакомпании, в других попросту является фиксированным и ограничивается максимальной продолжительностью в 14 календарных дней.
Однако насколько это правомерно и не ущемляются ли в данном случае права работников летного состава?
На протяжении последних лет многие работники летного состава, как самостоятельно, так и с помощью юристов, пытались отстоять свои законные права на дополнительные отпуска в зависимости от часов налета, либо на получение компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении. Были обращения в Государственную инспекцию труда, транспортную прокуратуру, Росавиацию и судебные органы.
Но переплетение законодательных актов различных политических эпох, в отсутствие соответствующих разъяснений высших законодательных и судебных органов, привело к различным позициям правоприменительных органов по вопросу применения Приказа от 13 марта 1986 г. N 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях» в определении права работников летного состава гражданской авиации на дополнительные отпуска в зависимости от числа часов налета.
Адвокаты нашего Бюро стояли, что называется, у истоков противостояния между авиакомпаниями и пилотами, бортпроводниками и другими работниками за право на дополнительные отпуска в зависимости от числа часов налета в соответствии с 50 – м приказом МГА.
Скажем, что в начале этого пути практика склонялась не в сторону работников летного состава.
Тем не менее, пройдя множество судебных инстанций, мы достигли перевеса в сторону работников авиации, доказали их право на получение отпусков в соответствии с 50- м приказом МГА и полагающихся денежных компенсаций при увольнении.
Как же реализовать свое законное право, когда авиакомпания – работодатель предоставляет дополнительный отпуск в меньшем объеме, чем предусмотрено 50 –м приказом МГА?
Итак, Вы командир воздушного судна, второй пилот или бортпроводник. Поступив на работу в авиакомпанию Вы подписали трудовой договор, и тем самым выразили свое согласие с условиями коллективного договора, который предусматривает иные условия предоставления дополнительных отпусков по сравнению с вышеупомянутым 50 – м приказом МГА.
Ни для кого не секрет, что желающих затеять судебную тяжбу со своим работодателем, при желании продолжать у него работу, по понятным причинам, найдется мало. Работники летного состава предпочитают отстаивать свои права после увольнения, и это вполне оправдано. Но при увольнении погашается только их право на получение неиспользованного отпуска в натуре, при этом возникает право на получение денежной компенсации за неиспользованные за время работы дни отпуска как основного, так и дополнительного, в соответствии с 50-м приказом МГА.
Однако следует знать некоторые юридические особенности, которые могут существенно повлиять на благоприятный для работника исход дела.
Первая особенность – это специальный (сокращенный) срок исковой давности для обращения работника в суд. Он составляет три месяца с той даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. На практике это означает, например, что если работник уволился 12 сентября, то обратиться в суд с иском он должен до 12 декабря того же года.
Вторая особенность – заключается в том, что каждая сторона в суде должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается. Ввиду этого, каждый пилот или другой работник гражданской авиации должен получить на руки максимум документов, подтверждающих его трудовые отношения с авиакомпанией: трудовой договор, летную книжку, трудовую книжку, расчетные листки и прочие документы.
Адвокаты нашего Бюро, используя собственный богатый опыт ведения судебных дел по защите прав работников летного состава, готовы оказать Вам юридическую помощь в отстаивании права на компенсацию за неиспользованные дни отпуска в соответствии с 50-м приказом МГА.
В нашей практике множество реальных положительных решений в пользу пилотов и бортпроводников гражданской авиации.
Для конкретики приведем пример. Командир воздушного судна А.Б. поручил нам представлять его интересы в споре с авиакомпанией «Х». Он просил взыскать с АК «Х» компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 000 000 руб., проценты за просрочку выплаты в размере 0 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 00 000 руб. Свои требования мотивировал тем, что работал в АК «Х» с 2007 г. по 2014 г., за весь период работы ему предоставлялся основной отпуск 28 календарных дней и дополнительный отпуск, в зависимости от стажа работы от 7 до 14 календарных дней ежегодно. Число часов налета за каждый год его работы в АК составляло не менее 500 час. Считает, что дополнительный отпуск ему предоставлялся в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством применительно к 50-му приказу МГА.
Адвокаты нашего Бюро обратились в суд, где в ходе судебного разбирательства ими было доказано право командира воздушного судна А.Б. на получение компенсации за дополнительный отпуск при увольнении в зависимости от числа часов налета, взыскана денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска 000 000 руб., проценты за задержку выплаты 0 000 руб., компенсация морального вреда 0 000 руб. и судебные издержки, в том числе, на услуги адвокатов 00 000 руб. Стоимость юридических услуг уточняйте у наших специалистов.
Поделиться