Удовлетворен иск пилота по Приказу №139 Минтранса РФ

Адвокатскoе бюро «Грибков и партнеры» специализируется на судебных спорах в судах по защите интересов летного состава, ведь рабочее время и время отдыха регулируется не только и не столько Трудовым кодексом, сколько специальными актами, которые отражают особый характер работы летчиков и бортпроводников. Это Федеральные авиационные правила, Приказы Министерства Гражданской авиации СССР, Министерства транспорта Российской федерации. Для нас разрешение судебных споров с авиакомпаниями по выплатам и компенсациям – повседневная работа.

Времени отдыха членов летных экипажей гражданской авиации закон уделяет особое внимание. Надо ли повторять, что отдых пилотов напрямую связан с авиационной безопасностью. Это понятно всем, и членам летных экипажей и руководству авиапредприятий. И хотя адвокаты нашего бюро периодически сталкиваются с нарушениями режима отдыха, такие нарушения носят, скорее, единичный характер, и, как правило, быстро пресекаются надзорными органами по нашим жалобам.
Другая сторона медали – учет авиакомпаниями рабочего времени членов летных экипажей за работу на земле. Вот здесь уже нарушений закона со стороны авиакомпаний предостаточно!

Ситуация знакомая, в особенности «дальнобойщикам» Б-777 и А330: отдых после полетной смены во внебазовом аэропорту, затем ожидание дальнейшего выполнения полетного задания и, наконец, предполетный 12-часовой отдых – в расчетном листке за время ожидания во внебазовом аэропорту зияет большая дыра. А правомерно ли работодатель не засчитывает время ожидания во внебазовом аэропорту и время предполетного отдыха в рабочее время?
Давайте попробуем разобраться.

Пункт 27 Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» гласит: «Время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием».

Как мы видим в п. 27 Приказа Минтранса № 139 речь идет о еженедельном отдыхе, и ни слова не сказано о предполетном 12-ти часовом. Однако до недавнего времени этот факт авиакомпании нисколько не смущал. В РПП всех известных нам до настоящего времени российских авиаперевозчиков время предполетного отдыха считается временем отдыха, а значит нерабочим временем, и в расчете заработной платы за труд пилота на земле не учитывается. Обращения по этому поводу членов летных экипажей к работодателю заканчивались одинаково: РПП в соответствии с ФАПами предусмотрен 12-ти часовой отдых перед полетной сменой, а значит, время отдыха на земле оплате не подлежит.

Скажем больше, даже предписание Ространснадзора, вставшего на сторону пилотов в этом вопросе, никак не сказалось на изменении порядка учета рабочего времени. Никто из эксплуатантов ВС не спешил менять свои РПП, и рассчитывать время работы на земле в соответствии с п. 27 Приказа Минтранса № 139. А ведь для большинства пилотов это довольно значительные суммы – за каждые сутки ожидания во внебазовом аэропорту пилоту компания обязана заплатить за 6 часов работы!

Ситуацию с мертвой точки сдвинул в октябре текущего года Московский городской суд. В пользу пилота взыскана задолженность по заработной плате за время работы на земле при нахождении во внебазовом аэропорту в сумме почти два миллиона рублей, т.е. за весь период работы в авиакомпании. Но победа не далась легко. Вначале суд первой инстанции отказался удовлетворить законные требования пилота. Апелляционная инстанция при первом рассмотрении дела нижестоящий суд поддержала. Однако второй кассационный суд, начавший свою деятельность с октября 2019 года, не пошел «по накатанной». Дело было возвращено для пересмотра в суд первой инстанции с указанием на нарушения требований 139 –го Приказа Минтранса. При новом рассмотрении дела районный суд хотя бы и удовлетворил требования пилота об оплате времени ожидания во внебазовом аэропорту, но значительно срезал их размер со ссылкой на пропуск срока исковой давности, т.е. времени, в течение которого работник может обратиться в суд с иском к работодателю. При повторном же рассмотрении апелляции, столичная Фемида не рискнула противоречить вышестоящему суду, и решение суда первой инстанции изменила, взыскав с авиакомпании всю сумму задолженности по заработной плате за время ожидания во внебазовом аэропорту.

В апелляционном определении Московский городской суд применил положения ст. ст. 14, 27 Приказа Минтранса № 139, и признал положения РПП авиакомпании — ответчика в части учета рабочего времени членов экипажа при нахождении их во внебазовом аэропорту противоречащими положениям закона.

Безусловно, столь значимое для защиты прав пилотов гражданской авиации решение должно стать прецедентным при аналогичных судебных спорах. Это значит, что суды будут руководствоваться позицией вышестоящих судов при рассмотрении дел о взыскании заработной платы за работу на земле в период ожидания во внебазовом аэропорту.
Наши адвокаты продолжают отстаивать права пилотов во всех судах московского региона и всей России, и не только. Наши жалобы и требования в Росавиацию, транспортную прокуратуру, Ространснадзор и ЦКБГА об устранении нарушений закона неоднократно помогали пилотам гражданской авиации и членам кабинного экипажа отстаивать свои права и законные интересы в непростых спорах с авиакомпаниями, преследующими свои экономические интересы в ущерб интересам пилотов.

Вернуться в "Портфель"

Поделиться