Эффективная защита прав работников гражданской авиации
Особо остро проблема защиты прав работников гражданской авиации стоит в наши дни, когда из-за резкого падения объема грузопассажирских перевозок, авиакомпании в целях минимизации затрат проводят сокращение штата в обход трудового законодательства, задерживают заработную плату либо вовсе отказывают в ее выплате, оказывают давление на работников, вынуждая их уволится по собственному желанию.
Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, с которыми приходится сталкиваться специалистам нашего Адвокатского бюро, являются:
● незаконное увольнение, понуждение к увольнению, незаконное сокращение численности или штата сотрудников;
● невыплата в полном объеме компенсации за неиспользованные дни отпуска за особые условия труда при увольнении;
● защита прав работников гражданской авиации, прошедших обучение за счет работодателя;
Коснемся каждого из них подробнее.
Незаконное увольнение, понуждение к увольнению, незаконное сокращение численности/штата.
Законодательство о труде допускает расторжение трудового договора в связи с сокращением численности работников либо сокращением штата. Однако такая процедура должна быть не только безупречно оформлена работодателем с юридической стороны, но и представляться экономически обоснованной. Кроме того, при сокращении численности штата закон обязывает работодателя выплатить работнику до 5-ти средних заработных плат, что влечет для работодателя значительные материальные затраты. Возникают споры по переучиванию лётного состава, мы поможем.
Именно поэтому, в нелегкой экономической ситуации, когда объемы авиаперевозок упали многократно, авиакомпании сокращают численность персонала в обход трудового законодательства.
Методы, к которым прибегают компании, различны и зависят от ситуации на конкретном авиапредприятии. Как правило, работнику предлагают уволиться по собственному желанию или по соглашению сторон. В первом случае работник не получит никакой компенсации при увольнении, во втором – компенсация ограничивается, как правило, максимум двумя окладами. Если работник отказывается уйти «по-хорошему», должностные лица авиакомпании начинают давить на неугодного работника, пытаются запугать увольнением по «неблаговидной статье». В случае, когда работник стоит на своем, работодатель ставит неподатливого работника на особый контроль, пытаясь поймать его на нарушениях трудовой дисциплины. Здесь самые безобидные, казалось бы, в рабочей рутине ситуации могут обернуться для работника выговором, лишением премии и прочими неприятностями, вплоть до увольнения по статье.
Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит поддаваться на уговоры и мириться с оказываемым на Вас давлением. Своевременные превентивные меры, разработанные с участием опытного защитника – адвоката по трудовым спорам, заставят работодателя вернуть отношения с Вами в правовое поле, помогут собрать необходимую доказательную базу, и добиться сохранения всех предусмотренных гарантий, предусмотренных законом в случае увольнения работника по инициативе работодателя.
Встречаются случаи нарушения трудового законодательства со стороны авиакомпаний в ходе процедур сокращения численности или штата сотрудников.
Должностные лица авиакомпаний, занимающиеся процедурой сокращения, часто «забывают» о преимущественном праве на оставление на работе работников с более высокой производительностью труда и квалификацией, а при равных показателях производительности труда и квалификации о том, что предпочтение должно быть отдано семейным – при наличии двух и более иждивенцев, находящихся на полном содержании работника.
В ходе проведения мероприятий по сокращению численности или штата сотрудников авиакомпания должна предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).
О предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника может расторгнуть трудовой договор до истечения двухмесячного срока, но при этом он обязан выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
И, наконец, при увольнении в связи с сокращением численности или штата сотрудников работнику выплачивается: заработная плата за отработанное время; компенсация за неиспользованный отпуск и иные выплаты, предусмотренные законом, трудовым соглашением и положением об оплате труда; выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не выше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях среднемесячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Нарушение любого из перечисленных правил делает процедуру сокращения численности или штата сотрудников не легитимной, и у работника возникает право на судебную защиту.
Если Вы уже подверглись незаконному увольнению или Ваши права при сокращении численности или штата сотрудников нарушены, можно воспользоваться правом на судебную защиту, но следует помнить, что срок для обращения в суд по спорам об увольнении составляет всего один месяц с момента, когда работник узнал о нарушении своего права. Как правило, этот момент совпадает с датой увольнения или вручения приказа об увольнении. Если суд сочтет, что при увольнении работодателем не соблюдены требования трудового законодательства, то по требованию работника суд может восстановить его на работе и взыскать среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула.
Невыплата в полном объеме компенсации за неиспользованные дни отпуска за особые условия труда при увольнении
Работникам летного состава законодателем предоставлено право на дополнительный отпуск за работу в особых условиях, а в случаях, если такой отпуск не использован ко дню увольнения, право на денежную компенсацию.
В настоящее время коммерческие авиакомпании предоставляют дополнительные отпуска работникам летного состава, как правило, в соответствии со своими коллективными договорами. Количество дней дополнительного отпуска в таких коллективных договорах не привязано к числу часов налета, а зависит в одних случаях от стажа работы в авиакомпании, в других попросту является фиксированным и ограничивается максимальной продолжительностью в 14 календарных дней.
Однако такое положение дел не соотносится с действующим трудовым законодательством.
Приказом от 13 марта 1986 г. N 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях», в целях упорядочения нормативных документов о предоставлении работникам гражданской авиации дополнительных отпусков за работу в особых условиях и в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30.04.74 N 329, Постановлением Президиума ВЦСПС от 21.02.58 и Постановлением Секретариата ВЦСПС от 10.06.55 утверждены и введены в действие с 01.04.86 Правила предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях.
Упомянутые правила установили порядок предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации в зависимости от числа часов налета за рабочий год.
Коллективные и трудовые договоры авиакомпаний, предусматривающие меньшее количество дней дополнительного отпуска за особые условия труда, по сравнению с Приказом от 13 марта 1986 г. N 50, противоречат действующему трудовому законодательству, и не подлежат применению.
Однако доказать, что дополнительный отпуск должен предоставляться в соответствии с Приказом от 13 марта 1986 г. N 50 задача не из легких даже для юриста.
Переплетение законодательных актов различных политических эпох, в отсутствие соответствующих разъяснений высших законодательных и судебных органов, привело к различным позициям правоприменительных органов по вопросу применения Приказа от 13 марта 1986 г. N 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях» в определении права работников летного состава гражданской авиации на дополнительные отпуска в зависимости от числа часов налета.
Адвокаты нашего Бюро стояли, что называется, у истоков противостояния между авиакомпаниями – эксплуатантами и пилотами, бортпроводниками и другими работниками данной отрасли за право на дополнительные отпуска в зависимости от числа часов налета в соответствии с 50 – м приказом МГА.
Пройдя множество судебных инстанций, мы достигли перевеса в сторону работников авиации, доказали их право на получение отпусков в соответствии с 50- м приказом МГА и полагающихся денежных компенсаций при увольнении.
В случае, если Вам не предоставляют дополнительный отпуск в полном объеме либо не полностью выплачивают компенсацию за неиспользованные дни отпуска при увольнении согласно Приказу от 13 марта 1986 г. N 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях», мы готовы отстоять Ваши права как путем переговоров с работодателем, так и в любой судебной инстанции Российской Федерации.
Однако следует помнить, что срок обращения в суд по данной категории дел составляет три месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (например, с момента увольнения).
Защита прав работников гражданской авиации, прошедших обучение за счет работодателя
Существуют две причины, ведущие к разногласиям с работодателем по поводу переучивания работников летного состава. Первая их них – это высокая стоимость обучения, вторая – желание работодателя привязать или, скажем более откровенно, поработить работника, получившего новую квалификацию. И это вполне понятно – высококвалифицированный пилот на вес золота.
Следствие названных причин – завышенная стоимость ученических договоров и «серые» схемы их реализации.
Не вдаваясь в юридические тонкости данного вопроса, скажем лишь, что отношения работника и работодателя по поводу переучивания, приобретения новой квалификации в любой области, а не только в авиации, регулируются исключительно трудовым законодательством.
Тем не менее, ряд авиакомпаний пытается обойти трудовое право в вопросе приобретения летным составом новых профессий и квалификаций.
Такие авиакомпании заключают со своими сотрудниками договоры займа, агентские договоры и прочие гражданско-правовые договоры, не предусмотренные трудовым правом.
Не редки случаи включения в ученический договор необоснованных затрат, а также завышение стоимости переобучения летного состава.
Как правило, работники авиакомпаний подписывают ученические договоры, что называется, не глядя. Перспектива получения допуска на новый, современный тип самолета перевешивает здравый смысл. Но зачастую бывает так, что увольнение вызвано неотложными обстоятельствами или другая компания предлагает более высокооплачиваемую работу и лучшие условия труда. И здесь перед работником возникает камень преткновения. При увольнении авиакомпания – работодатель выставляет в счете круглую сумму за обучение, которую предлагает выплатить сейчас и сразу.
Первое, что необходимо знать работнику – это то, что его право на увольнение незыблемо. Ограничение заключается лишь в обязательной при увольнении двухнедельной отработке (кроме пенсионеров). Работодатель не имеет права не увольнять работника. Также у работодателя нет права на удержание документов работника, которые он должен выдать ему в день увольнения.
Второе правило. Никакие удержания из заработной платы за обучение без согласия на то работника не допускаются, за исключением случаев прямо предусмотренных законом. Если работодатель произвел удержание из заработной платы за ученичество без вашего согласия – обращайтесь в суд.
Правило третье. Внимательно читайте то, за что работодатель просит Вас расписаться при увольнении. Если не согласны, не подписывайте. Принуждение к заключению соглашений по закону – недопустимо.
Для разрешения любых споров, конфликтов и неясностей лучше обратиться к адвокатам нашего Бюро, специализирующимся на вопросах трудового права в области гражданской авиации.
В случае предъявления работодателем иска о возмещении затрат, связанных с обучением, не пытайтесь защищаться самостоятельно, обратитесь за помощью к профессионалам.
Мы привели только самые распространенные нарушения, с жалобами на которые к нам обращаются работники летного состава и другие специалисты гражданской авиации.
Однако нам известно, что в отношениях работников авиакомпаний и их работодателями возникают противоречия и споры по множеству вопросов, как то связанных с профзаболеваниями, доплатам к пенсии, несчастным случаям на работе, обязательной тренажерной подготовкой и др.
На протяжении многих лет опытные юристы Адвокатского бюро «С.С. Грибков и партнеры» успешно защищают трудовые права членов летного состава и других специалистов гражданской авиации. Ни для кого не секрет, что авиакомпании – эксплуатанты воздушных судов в погоне за прибылью зачастую забывают о требованиях трудового законодательства, а первичные профсоюзные организации, даже в тех компаниях, где они существуют, действуют неэффективно. Защитить свои нарушенные права можно в суде, но разъездной характер работы работников летного состава не всегда позволяет это сделать, ведь сроки обращения в суд по трудовым спорам весьма ограничены. Однако не стоит мириться, если работодатель не соблюдает ваши трудовые права, в данном случае можно обратиться к адвокату – специалисту в области защиты прав работников гражданской авиации. Действующее законодательство допускает обращение в суд и защиту прав лица, как посредством личного участия, так и через своего представителя – юриста или адвоката. Вместе с тем, плотный рабочий график работников гражданской авиации – это не единственная причина, по которой прибегают к услугам юристов-профессионалов. Судебный процесс таит в себе немало «подводных камней», и строится по строгим процессуальным нормам, что делает восстановление справедливости для неосведомленного в области юриспруденции человека, практически недостижимой задачей. Интересы работодателей в суде представляют , как правило, штатные юрисконсульты авиакомпаний или юристы по найму, которые сведут усилия юридически неподкованного человека на нет. Сайты адвокатских бюро в Москве официальные.
С участием сотрудников нашего Адвокатского бюро судами рассмотрены десятки дел о восстановлении на работе работников гражданской авиации, и прочих трудовых споров, что позволило нам накопить богатый опыт и вникнуть в специфику авиационного дела. Весь накопленный потенциал мы готовы применить для защиты Ваших прав и законных интересов в спорах в работодателем – авиакомпанией, как на досудебной стадии урегулирования, так и в суд.
Поделиться