Не секрет, что в течение всего пандемийного 2020 года количество рейсов за рубеж, выполняемых из России значительно сократилось. Вследствие этого значительно сократилась и заработная плата летчиков. Многие из них были вынуждены уволиться из ПАО «Аэрофлот» несмотря на существенные обязательства по ученическим договорам до истечения их срока. Ведь с таким невысоким уровнем заработной платы не проживешь.

Но ПАО «Аэрофлот» помнит своих должников и аккуратно до истечения срока исковой давности предъявляет к своим бывшим работникам иски о возмещении затрат на обучение пропорционально не отработанному времени. Цифры в этих исках впечатляют. Это может быть в зависимости от типа воздушного суда и времени отработки 2000000 и более рублей.

Некоторые из летчиков обратились за помощью в наше бюро и у нас за текущий 2022 год сформировалась определенная положительная практика.

Частью первой статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом Работодатель обязан доказать размер причиненного ему ущерба (ч. 2 ст. 233 указанного Кодекса). Как правило, юристы ПАО «Аэрофлот» подкрепляют свои требования многочисленными документами (в среднем порядка 150 листов), большинство из которых не имеют прямого отношения к делу.
Из представленных документов невозможно установить действительный размер расходов, понесенных работодателем на обучение конкретного летчика. Расчет затрат финансовыми документами не подтверждается, его экономическое обоснование отсутствует.

При расчете фактических расходов на ввод в строй, который обычно происходит в рейсовых условиях, юристы ПАО «Аэрофлот» в качестве расходов на обучение просят взыскать с пилотов: расходы по оплате труда инструкторов (ФОТ), в свою очередь, включающие в себя заработную плату пилотов-инструкторов, складывающуюся из:
оклада; доплаты за вредные условия летной работы; доплаты по вводу в строй КВС и ЛС-10%; доплаты за тренировку ЛС в рейсовых условиях 10%; стимулирующей доплаты; доплаты за качество работы; компенсации за разъездной характер работы за границей; компенсации за разъездной характер работы в РФ; доплаты за работу в ночные часы; возмещения расходов на содержание детей в ДДУ; основного отпуска; оплаты лечения в МЦ; премии к празднику; доплаты за административную работу; субсидии за целевые кредиты.
Как видно, мало то из перечисленного имеет отношение к процессу ввода в строй нового специалиста.

Помимо этого, бывший Работодатель включает в сумму иска:
отчисления во внебюджетные фонды; расходы на бортовое питание (которые Работодатель в рейсовых условиях должен предоставлять членам экипажа в силу закона). И так далее.
Все это не входит в предмет ученических договоров, цель которых получение новой квалификации на новый тип воздушного судна.

Как правило, в соответствии с принципом договорной подсудности, закрепленным в ученических договорах, все эти дела оказываются в Пресненском районном суде г.Москвы. Откровенно, не самом лояльном суде нашего города.

Но более чем за год нашим адвокатам удалось выработать правовую позицию, которая к прямой выгоде летчиков, устояла и в апелляции (Московский городской суд), и в кассации (Второй кассационный суд общей юрисдикции).

В результате требования ПАО «Аэрофлот» к нашим доверителям-пилотам были существенно уменьшены. А насколько? — это уже вопрос конфиденциальный и касается только наших доверителей.